МБОУ "Лицей № 1"
г.Шадринск

Будущим первоклассникам

Уважаемые родители!

     Начало обучения в школе – один из самых серьезных переломных моментов в жизни ребенка. Это новые контакты, новые отношения, новая социальная роль ученика, новые условия жизни и деятельности, большие эмоциональные, физические и умственные нагрузки, за которые ребенок, не готовый к школе, платит порой самой дорогой ценой – здоровьем.

   Как подготовить ребенка к школе? Как пережить адаптационный период в 1 классе?  Эта страница для вас, уважаемые родители (законные представители) наших будущих первоклассников! Здесь вы найдете интересующие материалы по подготовке к школе, советы педагогов и психологов

Что такое готовность ребенка к школе?

Что такое готовность ребенка к школе?

Задание для родителей.        Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):

  • Узнавать большинство букв и читать слова
  • Писать буквы и слова
  • Узнавать цифры от 1 до 9
  • Считать от 1 до 10 и обратно
  • Выполнять арифметические действия в пределах 10
  • Уметь слушать других, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность.

К сожалению, нередко родители понимают под готовностью к школьному обучению только умения ребенка читать, писать, считать - то есть то, чему его должны учить именно в школе. Однако раннееХочу такой сайт овладение учебными умениями, определенная сумма знаний не гарантируют вашему ребенку успешной школьной жизни. Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к школьному обучению.

Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих факторов определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости. Таким образом, следует говорить о целом комплексе готовностей ребенка к обучению в школе:

1. Психологическая готовность проявляется в том, что школа привлекает ребенка не столько внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и т.п.), но и возможностью получить новые знания. При этом ребенок владеет необходимыми средствами познавательной деятельности: у него развиты речь, память, мышление, воображение, пространственные представления и пр.

2. Интеллектуальная (умственная, когнитивная) готовность означает наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним; понимание связи между явлениями и пр.

3. Социально-личностная готовность проявляется в умении и потребности ребенка общаться со взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.

4. Физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

Портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОС

       Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности.     Соблюдает элементарные правила ЗОЖ.

    Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.

     Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

     Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

     Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

      Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

     Таким образом, в портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.

Как определить уровень готовности ребенка 
к обучению школе?

      С помощью следующего теста Вы можете выявить уровень общей готовности Вашего ребенка к обучению в школе.

      Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

1. В школе у меня будет много новых друзей.
2. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – уже первоклассники
3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
4. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни
5. Интересно, как выглядит классная комната.
6. Я обязательно буду учиться хорошо.
7. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
8. Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду.
9. Мне очень интересно, какие в школе уроки..
10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.

Подсчитайте результаты.

1-3 б. –  ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу.

4-8 б. –  ваш ребенок хочет в школу, но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или уроки.

Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой части теста, то ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов по вопросам второй половины, то ваш малыш вполне представляет, для чего ходят в школу.

9-10 б. – ваш ребенок хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно.

Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

 Помимо определения уровня общей готовности ребенка к обучению в школе, родителям следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка:

Развитие речи и готовность к овладению грамотой

  1. Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова;
  2. Умение различать гласные и согласные звуки.
  3. Умение членить слова на слоги.
  4. Умение строить простые предложения из 4 и более слов.
  5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
  6. Умение составлять рассказы о предметах, событиях. 
  7. Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Развитие элементарных математических представлений

  1. Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества.
  2. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
  3. Знание цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
  4. Умение соотносить цифру и число предметов.
  5. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
  6. Умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
  7. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
  8. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

 Кругозор ребенка:

  1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей, перечислить состав семьи.
  2. Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых.
  3. Знать правила поведения в общественных местах.
  4. Знать правила безопасного поведения на улице.
  5. Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях.
  6. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
  7. Знать названия частей суток и их последовательность

  Задание для взрослых.     Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:

1. Легко ли Ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
3. Часто ли Ваш ребенок обижается и плачет?
4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
6. Часто ли он участвует в драках?
7. Как Ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
10. Спокойный ли у него сон?
11. Есть ли у Вашего ребенка друзья?
12. Принимают ли его в игру знакомые дети?
13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?
14. Умеет ли отстаивать свое мнение?
15. Есть ли у него трудности с речью?

        Материалы наблюдений дадут Вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют:

  • учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важ­ность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
  • умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
  • развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей:
  • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребе­нок уверенно владеет карандашом, ножницами).
  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — на­зад, слева — справа).
  • координация в системе глаз-рука (ребенок может правиль­но перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
  • развитие логического мышления (способность находить сход­ство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим суще­ственным признакам).
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
  • развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-ситуация).

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • Родителям нельзя забывать о возрастных особенностях семилетних детей, а именно о готовности психики ребенка к воспитанию волевого начала. Для возникновения у ребенка стойкой мотивации – «хочу учиться, хочу учиться хорошо» - необходимо формировать в нем не только уверенность в своих силах, но и волю. А поддержать ребенка, убедить его в том, что он «может», должны, прежде всего, родители – родные люди, которым он безгранично доверяет. Привыкая к мысли, что любое задание – это путь к цели,
  • Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
  • Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми - на одинаковые.
  • Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, проявляйте ува­жение к школе как самому важному делу вашего ребенка. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то начинающий ученик делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
  • Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенность и тревожность.
  • Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздо­роваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте пока­чаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседс­ких детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
  • Очень важно - уважение к миру ребенка. Не загля­дывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему. Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В такой тетради он сможет описывать каждый свой день или хотя бы одно событие. Благодаря этой возмож­ности у ребенка появится опыт размышлений о себе и своей жизни
Зачисление в первый класс
 

Документы

Документы не выбраны

Поделиться страницей